Главная   О занятиях керамикой   Фотоальбом   Книги по керамике
  Этика и педагогика   Ссылки на сайты

§ 19. Ангобы

Ангобы — белые или цветные жидкие керамические массы, представляющие собой диспергированные в воде, окрашенные или неокрашенные частицы глиняной массы. Ангобы наносят на поверхность изделия до его обжига в виде сплошного или частичного покрытия для получения более гладкой поверхности, маскировки нежелательной окраски изделий, создания рельефного рисунка и т. п. Ангоб может быть покровным слоем, не требующим дополнительной обработки и придающим изделию законченную фактуру и цвет, или промежуточным покрытием между черепком и последующим слоем глазури.

По составу ангобы подразделяются на глинисто-песчаные, флюсные и «античные лаки».

Глинисто-песчаные ангобы состоят из глины и коалина; в небольшом количестве в их состав входят песок или молотый шамот, мел и окрашивающие оксиды металлов (дли цветных ангобов). Глинисто-песчаные ангобы, обладающие высоким водопоглощением, используют для сплошного покрытия и нанесения рисунка на керамические изделия преимущественно гончарного производства, терракоты, майолики. Такие ангобы наносят, как правило, на сырые изделия.

В состав флюсных ангобов кроме глин и песка входят плавни. Плавни вводят для приближения свойств ангоба и свойствам глазури и снижения температуры спекания материалов, входящих в состав ангоба, по сравнению с температурой спекания материала самого изделия. Для легкоплавких флюсных ангобов (температура обжига 1050°С) в качестве плавней применяют свинцовые соединения, для тугоплавких (температура обжига свыше 1050°С) — полевой шпат, мел, доломит, известь.

Флюсные ангобы, обладающие невысоким водопоглощением, создают на изделиях гладкую малопористую одноцветную или многоцветную поверхность и одновременно служат их защитным покрытием.

Флюсные ангобы применяют преимущественно в архитектурно-художественной керамике как покрытия, уменьшающие водопроницаемость, не требующие дальнейшей дополнительной обработки и отличающиеся высокими декоративными качествами.

«Античные лаки» — разновидность флюсных ангобов, представляющая собой тонкие глинистые покрытия, получаемые отстаиванием взмученной глинистой суспензии (с добавлением соды) в течение суток. Отстоявшийся верхний равномерно взмученный слой сливают. Шликеры, дающие красный цвет, можно получить, отстаивая взмученные, свободные от глины пески.

И состав «античных лаков» могут входить продукты местного сырья, кремнезем, красящие оксиды железа, меди, марганца, титана, кобальта, хрома. Обжигают лаковые покрытия при температуре 900...1000°С. При обжиге в окислительной среде отстой белой глины дает белый цвет, если глина содержит оксиды железа, то красный цвет. При восстановительном обжиге оба состава дают черный цвет.

Ангобы приготовляют следующим образом. Предварительно промытые и отсортированные твердые материалы (пегматит, мел, стекольный бой) размельчают при сухом помоле на бегунах или в шаровых мельницах. Затем исходные материалы дозируют согласно составу и загружают в шаровую мельницу, куда добавляют 40% воды и при необходимости тонкомолотые красящие пигменты, пропущенные через сито № 0056. Помол и смешивание составляющих ангоба производят в течение 20...25 ч, затем суспензию процеживают через сито № 0355 и сливают в емкости.

Цветные ангобы получают, добавляя в белый ангоб различные керамические пигменты. Для ангобов, которые обжигают при температуре до 1300°С, в качестве красителей используют оксиды хрома или кобальта. Для ангобов с температурой обжига 750...900°С применяют соединения марганца, меди, железа, сурьмы. Для приготовления цветного ангоба берут необходимое количество сухого белого ангоба, добавляют точно взвешенное количество красящего пигмента и растирают их на стекле с добавлением небольшого количества воды. Перетертую массу вводят в отмеренную порцию белого ангоба и хорошо перемешивают до тех пор, пока смесь равномерно окрасится.

Ниже приведены составы (в масс. ч.) цветных ангобов, которые определяют основной тон краски. Цветную шкалу более ослабленных тонов получают добавлением белого ангоба в количестве, превышающем указанное в основном рецепте.

Зеленый травяной

Белый ангоб…………………….100

Оксид хрома или хромпик......6 или 8

Коричневый темный

Белый ангоб………………..……100

Оксид железа……………………12...18

Синий

Белый ангоб……………………………….100

Оксид кобальта или хлористый кобальт….4 или 12

Бирюзовый

Белый ангоб………………………………..100

Оксид меди или медный купорос…............8 или 16

В гончарном производстве цветные ангобы применяют как подглазурные краски. Они отличаются большой сочностью цвета и образуют богатую цветовую палитру с обилием тончайших оттенков и переходов.

Ангоб наносят на сырые, слегка подвяленные, иногда на сухие и даже предварительно обожженные изделия окунание, поливом, пульверизацией или кистью. После нанесения ангоба изделие можно сразу покрыть глазурью и обжечь, но более эффективно нанести глазурь на ангобированнoe обожженное изделие.

Основные условия качественного покрытия изделий ангобами: безукоризненно чистая поверхность изделия, соответствие воздушной и огневой усадки ангоба и ангобируемого материала, шероховатая поверхность изделия для о6еспечения спекания ангоба с основным материалом. Толщина наносимого слоя ангоба не должна превышать 0,2 мм, так как более толстое покрытие при высыхании и обжиге может отслоиться.

 Назад  Содержание  Далее


© 2004-2009 Творческое объединение. Керамика. Этика и педагогика.
http://olkolon.narod.ru/
Харьковский Портал
Hosted by uCoz