Главная   О занятиях керамикой   Фотоальбом   Книги по керамике
  Этика и педагогика   Ссылки на сайты

ИДЕАЛИЗАЦИЯ

1. Понимание ошибки: Создание для себя мнимого идеала, ценностей и служение им.

Отсутствие способности видеть недостатки там, где они объективно существуют; непризнание за кем-то права на ошибку, связанное с завышенными требованиями к объекту идеализации. Может проявляться в отношении к кому-либо или чему-либо (человеку, коллективу, форме отношений, цели, предмету, деньгам, виду деятельности, искусству и т.д.) через восхваление, стремление подражать. Предпочтение всего, что связано с идеализируемым объектом. О наличии идеализации свидетельствуют высказывания: “Этот человек не мог так сказать, поступить…”, “Он (она, оно) самый лучший”, “Седой человек, значит мудрый”, “Без этого нет жизни”.

Иногда идеализируются черты характера, образ жизни, соответствующий этим чертам (например, азартность, риск, гордость, любопытство, национализм, фантазирование и др.), и их негативные последствия игнорируются. Считается, что эти свойства характера являются единственным способом для достижения вожделенных целей.

К идеализации не относится объективное восприятие хорошего, что есть в окружающем мире.

2. Вред: Идеализация – это как “пелена на глазах”, “розовые очки”, приводящие к искажению восприятия окружающей действительности, иллюзорности. Разрушение иллюзий может привести к разочарованию, отчаянию, тоске, ненависти к недавнему “кумиру”, и даже к самоубийству. Когда теряется то, что считалось смыслом жизни, человек пренебрегает и самой жизнью.

Человек, склонный к идеализации, попадает в зависимость от предмета своего поклонения (“без него, как без рук” и т.п.) и его мнения о себе. Осуждающее мнение приводит к отчаянию и переживанию, а одобрительное - к восторгу и эйфории. В своей жизни он стремится к копированию идеализируемого человека. Если тот не может что-либо сделать, то “ему не стоит и пытаться”. Даже подражая тому хорошему, что есть в этом человеке, он все равно ставит заслон развитию, так как отказывается от самостоятельного мышления.

Идеализируя дела, цели, жизненные устремления, человек ограничивает круг своей деятельности и общение узкими интересами и не видит, где, когда и кому он на самом деле нужен. Не достигнув лишь того, к чему стремился, он “ставит крест” и на всем остальном, как менее значимом, менее престижном и достойном. У него могут сформироваться комплексы неполноценности, т.е. отношение к себе, как к человеку неспособному ни на что.

Кроме того, идеализация вредит и тому, кого идеализируют. Например, считая человека всегда правым, можно не заметить его ошибок и их разрушительных последствий и не подать вовремя руку помощи. Кроме того, видя, что его превозносят, человек может поверить в свою “непогрешимость”, возвыситься над другими людьми, пытаться манипулировать ими, игнорировать объективные мнения.

3. Мотивация

(причины, заблуждения, стереотипы)

4. Альтернатива

1. Отношение к кому-либо, как единственной опоре в жизни. Этим единственным может представляться близкий человек (супруг, ребёнок, родители, друзья, руководитель), квартира, машина, деньги, профессия.

“Только он (она) могут мне помочь”.

“Деньги (связи) решают все проблемы”.

“Только эта работа (карьера) помогут мне быть уверенным в завтрашнем дне”.

1. Человеку может помочь многое и многие, например, способность разумно мыслить, говорить, действовать и стремление учиться этому, видение хорошего во всех людях.

2. “Любить можно только хороших (умных, красивых, состоятельных, интересных) людей”. Человек не готов принимать людей такими, какие они есть и поэтому старается не замечать их недостатков или требует соответствия тому, что он хочет видеть в этих людях.

“Этот человек не ошибается”.

“Другие не такие, не сравнимы с ним (ней)”.

2. В основе любви лежит понимание того, кого любишь, принятие его таким, как есть, прощение недостатков и действенная помощь в их исправлении.

3. Неуверенность в себе, зависть к достоинствам (мнимым или подлинным) других людей, их образу жизни.

“Вот такую бы внешность (супруга, работу) и мне, тогда бы другое дело”.

3. В каждом человеке есть свои достоинства и недостатки. Если не соперничать с другими людьми, можно эффективно друг друга дополнять, обращаясь за помощью.

4. Лень самостоятельно мыслить, попытки переложить решения задачи на других, оправдываясь тем, что у них лучше получится.

“Вот молодец – все у него превосходно получается”.

4. Умение решать свои задачи самостоятельно помогает не зависеть от обстоятельств и от состояния других людей. Помогая другим как и чем можешь, человек развивает свои способности, достигая того, что считал невозможным для себя.

5. Синонимы: идолопоклонение, фетишизм, поклонение кумирам, обожание, восхищение, обожествление, очарованность .

6. Родственные ошибки: возвеличивание, восхищение.

7. Другая крайность - разочарование.

8. Положительное качество: объективность.

Назад


© 2004-2009 Творческое объединение. Керамика. Этика и педагогика.
http://olkolon.narod.ru/
Харьковский Портал
Hosted by uCoz