Главная О занятиях керамикой Фотоальбом Книги и статьи по керамике
Этика и педагогика Ссылки на интересные сайты Гостевая БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
Под жизнью мы привыкли понимать отрезок времени от рождения до смерти. Чем заполнить это время? Современный мир предлагает человеку огромное количество возможностей проявить себя. Сегодня существует множество родов занятий, профессий, развлечений – гораздо больше, чем даже столетие назад. Человек стремится улучшать условия своего существования, усовершенствовать обстановку, предметы, которые его окружают, стремится продолжить свой род и обеспечить будущему поколению комфортную жизнь. Это кажется таким привычным и естественным, поскольку нужно для продолжения жизни. Однако вопрос "Для чего нужна сама жизнь?" позволяет взглянуть на привычный круговорот дел и событий с новой стороны.А нужен ли этот вопрос, или размышления на эту тему удел узких специалистов-философов и бездельников? И есть ли вообще на него ответ? И если даже ответ будет найден, то что он даёт, что изменится после этого в жизни?
Многих людей в разные времена, в разных точках планеты объединяет одно: стремление к свободе. Кто-то страдает под гнётом несправедливых общественных отношений, кого-то стесняет опёка родителей, или брачные "узы", или (особенно в наши дни) отсутствие материальных средств, или просто суета мелочных повседневных забот. "Как всё надоело! не жизнь, а каторга!". Антуан де Сент-Экзюпери в книге "Планета людей" проводит различие между свободным человеком и каторжником, утверждая, что каторга – это не там, где труд тяжёл, а там, где этот труд лишён смысла. Действительно: тот, кто никогда не задумывается: зачем он встаёт по утрам, готовит завтрак, ходит на работу, растит детей – живёт будто по приказу "Так принято! Так положено! Так делают все!. Он – не хозяин своей жизни, он не свободен.
Герой сказки В.Одоевского "Городок в табакерке", маленький мальчик, во сне попадает в музыкальную шкатулку, населённую молоточками, колокольчиками, валиками, которые выполняют точные движения, подчиняясь друг другу и единому ритму. Жизнь в этом городке кажется мальчику красивой и отлаженной.
Но всем его обитателям плохо, потому что труд их подневолен. Стоит только испортить главную пружину, как весь их маленький мир рушится. Человек, который ощущает
себя лишь маленьким винтиком в огромном и сложном механизме жизни, и считает: “От меня ничего не зависит”, сам находится в зависимости от множества факторов – от политики правительства до погоды. Сверху кто-то дёрнул за “пружинку”, “закрутил гайки” - и ему приходится туго. Таким людям трудно самостоятельно принять любое решение. Они многого боятся, и чем-то напоминают автоматы, который можно запрограммировать и управлять через кнопки-эмоции, как угодно.
Бывают моменты, когда хочется сбросить с себя бремя повседневности, махнуть на всё рукой и отправиться в "свободное плавание" – куда кривая выведет. Но сомнительно, что это добавит свободы. Если бежать по лесу, не разбирая дороги, можно заблудиться и увязнуть в болоте. Так и бесцельное, ничем неуправляемое существование – путь в никуда. Один из секретов свободы – в осмысленности деятельности. Чтобы сделать хороший сосуд, нужно знать, что в нём будет храниться. Если мы хотим прожить хорошую жизнь, надо стремиться понять, для чего она нам дана. На эту тему написано много книг, но в них не найдёшь готового ответа. Каждый человек отвечает на этот вопрос сам, и не однажды, а в течение всей жизни.
Есть старинная поговорка: жизнь прожита не зря, если человек построил дом, вырастил дерево и воспитал ребёнка. При этом имеется в виду, что результатом усилий будет то, что останется после его смерти. Но всё, что мы можем создать, рано или поздно разрушается, устаревает, заменятся новым или становится ненужным, забывается. При сегодняшнем темпе развития науки, производства, культуры быстрое обесценивание любых достижений особенно очевидно. Может создаться впечатление, что все человеческие возможности – только иллюзия, и жизнь проходит безрезультатно, как сон, в котором видишь, будто ты что-то сделал, а просыпаешься – и ничего нет.
На самом деле это не так. Результат всегда есть, чем бы мы не занимались. Выполняя разные дела, мы одновременно являемся творцами собственной личности.
Как это происходит? Если присмотреться к делам, которыми заполнена наша жизнь, то увидишь, что все они имеют разную окраску – от светлых, радостных до самых мрачных и унылых тонов. Окраска дела определяется во-первых, мотивом (почему я это делаю) и во-вторых, отношением к делу.
Варианты мотивов могут быть разными: …“Чтобы не уволили, не отчислили, не наказали” - то, что “замешано” только на страхе не принесёт радости и успеха. Соответствующее отношение: “Скорее бы выходные, отпуск, каникулы”. А они пролетают так быстро, и с тоской ждём следующих…
“Хочется заработать побольше” - неплохой мотив, но, как уже говорилось, всё заработанное рано или поздно будет потрачено, съедено, изношено, и т.д. – начинай сначала. А потребностям свойственно расти. Тоже несвобода получается, только “кнут” на этот раз не страх, а ожидание зарплаты. А где несвобода, там тоска, недовольство, усталость: “Гнёшь горб с утра до ночи, чтобы нормальную жизнь себе обеспечить”.
“Делаю потому, что это мне интересно” - совсем другая окраска, правда? Дело делается свободно, добровольно, с желанием. Интерес - начало познания, новых открытий. Интересным может быть любое дело, даже банальная уборка, если подойти к ней вдумчиво, творчески, заранее предвидя пользу от результата. Достаточно задаться вопросом “Как сделать лучше?”, и дело, которое раньше казалось скучным, принесёт радость. А чем глубже разбираешься, осваиваешь дело, тем интереснее оно становится. Поговорите с профессионалами: как вдохновенно говорят они о своей работе, сколько удовлетворения она им приносит. Конечно, не каждый может быть “гением”, но мастером своего дела
– каждый, если захочет. Основная функция человеческого интеллекта, по мнению учёных – различать, разбираться. А интеллект, как неотъемлемая наша часть - требует пищи и постоянного применения, иначе, подобно мышцам лежачего больного, может и ослабнуть. Чтобы повседневные дела окрасились в яркие, насыщенные тона, их надо осмыслить. Начать можно с понимания цели дела – зачем оно нужно мне, другим людям? Какой результат можно получить сейчас и в перспективе? А как улучшить этот результат? Можно ли сделать быстрее, качественнее? Какие ошибки допускаются и как их избежать? Эти вопросы превращают любую работу из механического исполнения “по трафарету” в настоящее исследование.Кто-то скажет: ну, и кому это нужно? Какая разница, как, что и зачем делать? Но дела кончаются, а их “окраска” остаётся, определяя основной фон, стиль нашей жизни, окрашивая в определённые тона нас самих. У кого-то останется отвращение к работе или учёбе, скука или постоянные переживания, конфликты. У другого - умение думать, а с годами мастерство, и не в одном деле, а во многих областях. Ведь по-настоящему талантливый человек талантлив во всём. Так формируются черты характера. А характер, в отличие от других ценностей, остаётся с нами везде и всюду, всю жизнь. Его нельзя ни продать, ни потерять, ни выбросить, ни забыть дома. Тело с годами стареет и разрушается, а характер становится всё более зрелым, устоявшимся.
Он чем-то похож на корзину, в которую человек, как грибы, собирает все свои поступки, слова, отношения. Багаж в этой "корзинке" у всех разный – у кого-то она легка, но там всегда найдётся доброе слово или полезный навык, а кто-то разогнуться не может под тяжестью накопившихся обид, недовольства, злобы.
Что же делать, если не хочется таскать с собой по жизни эти “кирпичи”, “консервные банки”, а то и “мины”, готовые в любой момент взорваться? Жизненный опыт, как и всё остальное, тоже может быть объектом исследования. Можно быть внимательным к повседневным действиям и останавливаться, если видишь, что делаешь “не то”. А можно разобраться
и в прошлом опыте и переосмыслить то, что пережито, совершено не так, как хотелось бы. Конечно, прошлого не вернуть. Но если вместо бесплодных сожалений понять, в чём именно заключалась ошибка, почему так поступил, и какой выбор нужно было сделать тогда, то можно принять решение, как жить дальше, чтобы подобное не повторилось. Это решение человека и освобождает его от “власти” прошлых ошибок, они перестают тяготить и преследовать. А то, что было хорошего, останется и будет с успехом использовано.И ещё одно. Мир устроен так, что ни одно существо не выживает в одиночку, без взаимодействия с другими. Растениям необходима вода и микроорганизмы, городским жителям – труд крестьян, и наоборот. Дела, поступки и вся жизнь состоит из взаимодействия, результаты своего труда мы адресуем друг другу, постоянно обмениваемся ими. Можно сказать, что без взаимоотношений с другими людьми не существует человека: если о нём никто не знает, не помнит, он никому не нужен, значит его и нет вовсе. Взаимодействовать можно по-разному. Можно бессмысленно, бестолково: сталкиваться, как дети на ледяной горке, то и дело “расшибаясь” друг об друга, или пробегать в суете мимо, не замечая, или бесконечно “тянуть друг у друга одеяла”, оспаривая собственность, значимость, первенство. Можно относиться к другим, как к необходимым предметам быта: продавец мне нужен для того, чтобы товар подать, начальник – чтобы зарплату платил, жена – чтобы хозяйством занималась. А можно взаимодействовать осмысленно, исследовательски – и тогда повседневное общение может дать неизмеримо больше знаний, полезного опыта, чем целая библиотека книг. Какой человек рядом со мной сейчас? В чём он нуждается? Что я могу сделать для него? Чему он может меня научить? Вдумчивое отношение к окружающим – лучшее средство от конфликтов, ведь все взаимные стычки происходят от нежелания понять друг друга. Такое отношение формирует связи между людьми, которые служат надёжной опорой в жизни. Каждый человек, кем бы он нам ни приходился: близким родственником, сотрудником, соседом, попутчиком в транспорте, оставляет нам частичку своего опыта и берёт частичку от нас. Самая яркая, полная событий, интересная жизнь бывает у тех людей, которые многим нужны. У таких людей вопрос “зачем жить?” не возникает, им это ясно. А стать нужным просто, для этого не требуется никаких выдающихся способностей. Достаточно только, чтобы другие (и не избранные, а многие) были нужны и интересны тебе.
Человек, взор которого ограничен узкими рамками своих потребностей, своего "хочу", не может быть объективным, т.к. не видит “дальше своего носа”. Он даже не может толком понять, чего сам хочет. Жизнь многих из нас настолько захламлена ненужными вещами, пустыми занятиями, надуманными идеями, что за всем этим можно так и не разглядеть, на что ты способен. Человек, как личность – это не только то, что он знал, умел, делал до сих пор, и не только то, что он представляет из себя сейчас. Прежде всего личность человека определяется тем, к чему он стремится. Только искренний интерес к людям и окружающему миру, постоянный поиск и активное применение всего, что найдено позволяет проявить свои возможности в полной мере, найти смысл жизни и стать самим собой.
© 2004-2009 Творческое объединение. Керамика. Этика и педагогика.
http://olkolon.narod.ru/