Главная О занятиях керамикой Фотоальбом Книги по керамике Этика и педагогика Ссылки на сайты
О РАЗНОСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
В том, что нужно развиваться, нет сомнений ни у кого, если речь идёт о физическом теле. Каждый здоровый младенец с годами становится подростком, юношей, затем взрослым человеком… Приостановить или прекратить рост и изменение тела может только серьёзное нарушение здоровья. А что происходит с личностью? Как она изменяется? Естественное состояние души человека - стремление к лучшему. Развитие личности – это достижение всё более совершенных результатов в труде (физическом или умственном), общении, жизни. При этом постепенно формируются новые умения, навыки, способности. Развиваясь, человек встаёт на новые ступени своего жизненного пути. Например, став профессионалом в одной области, начинает осваивать другую, ранее ему неизвестную.
Если происходит задерживание развития ребёнка (как физическое, так и интеллектуальное), вред очевиден. Родители в такой ситуации испытывают страх, даже ужас перед будущим. Такая ситуация приводит к тому, что родителям, врачам, педагогам приходится прилагать намного больше усилий, чтобы ребёнок вырос полноценным членом общества.
Точно так же и задерживание своего развития взрослым человеком несёт вред ему самому. Ведь для всех, кто с ним взаимодействует, это точно так же сложно, как общаться с недоразвитым ребёнком - потому что им так же приходится прилагать больше усилий, затрачивать больше времени при совместных делах. Это приводит к непониманию, осуждению, конфликтам, и даже к разрыву отношений.
Тот, кто стремится поступать по совести, т.е. выполнять свои обязанности, избегать вреда и не проходить мимо тех, кто нуждается в помощи, развивает свои способности естественным путём, чаще всего и не думая о том, что это развитие - как ребёнок, который не замечает, что растёт. Используя любую возможность помочь другим людям, самому научиться чему-либо для того, чтобы оказывать помощь наиболее эффективно, можно достичь спокойствия, радости, хороших взаимоотношений, любви к людям, уверенности, ответственности, постоянной готовности к помощи, качественных результатов труда. Это и есть зрелость личности.
Если же человек начинает получать знания только ради самих знаний и специально «заниматься развитием» себя самого – он может потерять то, к чему стремился. Происходит остановка в развитии, а это начало падения. Почему так получается? Для раскрытия способностей нужна открытость – к новым знаниям, новым делам, общению. Такая открытость характерна для человека, выполняющего своё предназначение – жить и трудиться не только для себя, но и для других людей. Когда человек замыкается на себе и своём развитии, перестаёт видеть вокруг себя людей, которым необходима его помощь и которые могут помочь ему, развитие прекращается. Следствием этой остановки, как правило, являются проблемы.
Проблема – это вовремя не решённая задача, к которой приходится неоднократно возвращаться. Например: ученик, не решивший задачу, заданную на дом, получает более сложное задание, в основу которого положена та же, нерешённая задача. В итоге ему приходится трудиться вдвое больше. Так и в жизни: от несделанных дел, разрушенных отношений, от которых мы пытаемся уйти или отвернуться, всё равно никуда не деться, они снова встают перед нами, но справиться с ними уже труднее. Не разобрался в причинах ссоры дома – на завтра столь же неприятный разговор с начальством. Не объяснил вовремя что-то ребёнку, а просто заставил послушаться - в дальнейшем он повторил запретный поступок, но уже тайно. Не навёл порядок в вещах – не смог найти нужную вещь, сорвалось важное дело. Таким образом, проблема – результат задержки развития, нежелания вовремя делать то, что необходимо.
Несмотря на то, что все люди разные, у каждого при любых условиях есть возможность научиться всему необходимому. Единственным условием для этого является желание и вера в возможность достижения желаемого через устранение собственных недостатков. Вера в свои возможности необходима для роста личности, как пища - растущему организму.
А как быть, если не веришь? Вера – та же способность, которой можно научиться. Чтобы поверить, например, в решение проблемы, необходимо, во-первых, понять, каким образом её решать, а во-вторых, попробовать исполнить то, что понял. Если не получается – попробовать ещё раз, попросить помощи у других. Чем больше таких проверок, тем больше подтверждений, тем крепче вера в то, что всё разумное возможно. Если хочешь поверить в свои силы, не нужно бояться пробовать, анализируя каждый полученный результат, находя и исправляя ошибки, если они есть.
Каждый человек живёт среди других людей и не может существовать без них. Если человек пытается использовать других или мечтает уйти от всяких контактов, тогда возникает вопрос: а в чём его предназначение? Всё, что существует, в том числе и человек, предназначено не само для себя, а существует с определённой целью. Цель эта – взаимодействие и помощь.
Иногда человек пытается искусственно ограничить свои контакты и деятельность, например, реализовать себя только в кругу семьи. Замкнувшись в этом маленьком мирке, не желая видеть ничего за его пределами, он невольно ждёт того же от домочадцев. Тем самым, он игнорирует часть жизни членов своей семьи – ту часть, которая его не касается, и постепенно теряет их, хотя они находятся рядом. Его помощь постепенно сводится к обслуживанию или материальному обеспечению. Но если близкому человеку плохо, то ни пища, ни деньги, ни домашний уют его не радует, потому что ему нужно понимание, участие, любовь. А этого нет, поскольку из-за замкнутости в искусственном мире семьи общение с близкими людьми стало формальным, превратилось в ритуал, а отношение к ним стало, как к исполнителям заранее придуманных ролей. Со стороны посмотришь – кажется, в семье всё в порядке, как положено, но чего-то главного не хватает. Результат – разобщённость, ссоры по мелочам, супружеские измены, дети, «ушедшие на улицу».
Другая крайность – оставлять семью ради работы или «общественных дел», считая эти дела абсолютным приоритетом. Вряд ли можно искренне помогать одним людям и при этом постоянно отказывать в помощи и забывать о других, о тех, кого каждый день встречаешь дома. Как и в предыдущем примере, такой человек делает «дело ради дела», т.е. больше «играет» в жизнь, помощь, деятельность, чем реально живёт, действует и помогает кому-нибудь.
Таким образом, если человек подменяет своё предназначение в целом лишь одной из текущих задач – он подменяет содержание формой и сам не выполняет дело по-настоящему, а лишь исполняет роль.
Если же он отказывается от решения задач вообще, например, разводится из-за неудач в семейной жизни (якобы чтобы не навредить) – тем более, идёт по ложному пути, так как он разрывает связи с близкими и рискует стать не нужным никому, даже себе. К тому же, не решив свою задачу вовремя, он встретится с ней ещё неоднократно.
С потерей смысла жизни и дел прекращается естественное развитие человека, начинается деградация – утрата положительных качеств, всего хорошего, что есть в его жизни.
Итак, наилучшим образом развитие идёт тогда, когда человек осознанно стремится быть там, где необходима его помощь. Но бывают в жизни ситуации, когда кажется, что не обстоятельства зависят от человека, а он от обстоятельств. В таких ситуациях человек считает, что не может помочь не только другим, но и себе. Например: зарабатывая на жильё, человек не может думать ни о чём, кроме работы, оставляя время только на сон, и не замечает рядом с собой ни людей, способных помочь, ни иных путей решения своей проблемы. При этом он не только не принимает помощи, но и не способен оказывать её сам – ни членам семьи, ни другим людям. Если человек помнит, что на самом деле его цель - не получение квартиры, а забота о ближних, перед ним открывается возможность решать эту и иные задачи вместе с близкими. Чем больше людей помогает друг другу, тем больше вариантов решения, тем больше открывается возможностей узнать и научиться новому.
© 2004-2009 Творческое объединение. Керамика. Этика и педагогика.
http://olkolon.narod.ru/