Главная О занятиях керамикой Фотоальбом Книги по керамике Этика и педагогика Ссылки на сайты
Пособия для лепки
Для работы с глиной употребляются дощечки, размером 20X20 или 25X25 см. Дощечки эти делаются из фанеры и обшиваются по бортам округленными деревянными планками, сечением 1,5X1,5 см (рис.1).
Нужно приучать детей с самого младшего возраста пользоваться доской для того, чтобы положить запасные куски глины, вылепленные детали, поставить готовую работу. Непосредственно на доске можно лепить только посуду, так как в этих случаях ребенок лепит одновременно пальцами обеих рук.
При лепке посуды нужно научить детей поворачивать изделие обеими руками, одновременно работая пальцами, чтобы стенки посуды постепенно равномерно сглаживались и под давлением пальцев становились более тонкими.
При вращении на доске посуды, дно ее становится ровным. В старшей группе для детей 6-7 лет нужен для лепки стек.
Стек легко может сделать сам воспитатель из ручки от старой кисточки, заострив ее конец и сделав с другой стороны плоское закругление (рис. 2).
Стек имеет длину 10-12 см. Тонкая острая сторона его служит для прорисовки деталей, для насечек, украшающих посуду, одежду. Широкая плоская сторона его служит для примазывания мелких частей, для выемки глины, при создании большого углубления, особенно при лепке посуды. Стеком в случае необходимости можно резать глину, как ножом.
Работа стеком разнообразна, и каждый раз, когда требуется новый вид работы, нужно показывать ее детям и объяснять (рис. 3).
Не следует давать детям стек до тех пор, пока они не научатся вылепливать основные детали предмета, так как в противном случае дети стремятся заменить лепку некоторых деталей рисованием их на глине. Так, часто дети не лепят морду животного, а рисуют на круглой голове подобие человеческого лица, заменяя нос отверстием.
В старшей группе при работе с глиной можно давать детям воду для заглаживания поверхности, сглаживания мелких трещин, шероховатостей, примазывания мелких деталей.
На каждый стол ставится блюдечко, в него кладутся 2— 3 мягкие байковые тряпочки, хорошо пропитанные водой (не отжатые). В случае необходимости загладить поверхность, присоединить мелкую деталь, замазать трещину при сгибе, ребенок смачивает об тряпочку палец или один из концов стека и производит отделку своей работы.
Чтобы части предмета крепче держались и не отпадали по высыхании, нужно каждую часть слегка приложить концом к мокрой тряпочке, а затем прижать к изделию и примазать концом стека.
Нельзя давать много воды, налитой непосредственно на блюдце. Дети часто пользуются ею неумеренно, разжижают глину, пачкаются сами, пачкают стол, одежду.
Мелкие детали очень трудно вылепливать пальцами, испачканными глиной. Не менее трудно сделать тонкие насечки стеком, на конце которого присохли кусочки глины. Кроме того, ребенку неприятно оставаться за столом по окончании работы с руками» испачканными высыхающей глиной. Глина, высыхая, осыпается тонким порошком на одежду, на стол, на пол. Хорошо, если воспитатель держит на своем столе на подносе 2—3 большие тряпки, влажные, но не мокрые.
Воспитатель предлагает каждому ребенку сразу после окончания работы тщательно обтереть руки влажной тряпкой, а когда окончат работу все дети, воспитатель идет с ними в умывальную, где все вместе моют руки под краном, уже без опасения перепачкать полотенца.
Воспитателю необходимо иметь подставочку для демонстрации детям натуры, модели, с тем чтобы все дети одинаково хорошо видели ее во время объяснения и в процессе занятия. В качестве подставки можно использовать высокий столик — подцветник или мольберт с широкой нижней доской.
Специальных пособий для использования в качестве образца не существует. Воспитатель предлагает детям лепить различные предметы, которые легко найти в группе, в детском саду,, в ближайшем окружении. Младшим детям (2—5 лет), помимо простейших игрушек: мяча, погремушки, резинового зайчика, токарной деревянной птички и других предметов очень простой формы, воспитатель показывает и рассматривает с ними посуду, овощи, фрукты. Дети лепят эти предметы по создавшемуся о них представлению. В самой старшей группе, готовящей детей к школе, вводится лепка с натуры. В качестве натуры используются очень простые по форме предметы, но дети должны уже вылепить предметы так, как их видят, относительно точно передать форму именно этого предмета, а не вообще предмета данной категории (не вообще гриб, а данный гриб-подосиновик).
Некоторых животных, птиц невозможно показать детям непосредственно на занятии. Для напоминания их формы и строения воспитатель предлагает лепку по модели, в качестве которой вносит очень простую по форме небольшую скульптуру или игрушку. Выбор таких предметов предоставляется воспитателю.
Для облегчения этого выбора в пособии показано, какие примерно предметы могут служить для этого в детском саду в разных группах. Критерием выбора является степень сложности формы предмета.
© 2004-2009 Творческое объединение. Керамика. Этика и педагогика.
http://olkolon.narod.ru/