Главная   О занятиях керамикой   Фотоальбом   Книги по керамике
  Этика и педагогика   Ссылки на сайты

§ 16. Надглазурные краски

Надглазурные краски — это смесь пигментов с флюсами. Краски для надглазурного декорирования закрепляются на изделиях при температуре 720...860°С.

В состав флюсов входят кремнезем, глинозем, кварц, полевой шпат, пегматит, каолин, мел или мрамор и вещества, понижающие температуру плавления краски: сода, поташ, свинцовые соединения, борная кислота, бораты и др. Вещества, понижающие температуру плавления краски, за исключением свинцовых соединений, растворимы в воде, частично воспринимают влагу из воздуха. Поэтому такие шихты необходимо фриттовать, т. е. предварительно плавить. Состав флюса должен быть строго согласован с составом глазури так, чтобы совпадали их температурные коэффициенты линейного расширения. Иначе краски после обжига будут давать «цек» (мелкие трещины). Флюс не должен действовать разрушающе на краситель; для каждой краски подбирают свой флюс, который соответствует свойствам краски.

Отдельные компоненты флюсов, предварительно просеянные через сито, смешивают в сухом виде. Смесь загружают в печь или в тигель и фриттуют при температуре 1000...1300°С, чтобы перевести растворимые в воде соединения (бура, борная кислота, поташ и др.) в нерастворимые в воде силикаты. Цвет и свойства (прозрачность, блеск) керамических красок, содержащих флюс, зависят от того, в каком виде находится краситель. Если краситель растворяется во флюсе, то происходит глубокое окрашивание массы флюса. В том случае, если в краске присутствует краситель (пигмент) в виде металла, то он заполняет массу флюса в виде кристаллических или аморфных частичек, не растворяясь в нем В качестве пигментов применяют оксиды красящих металлов.

Синие пигменты получают из оксида кобальта Со2О, и углекислого кобальта СоСО3. Вводя в состав пигмента различное количество оксида цинка ZnO, глинозема А12О3 и других оксидов, получают различные цветовые оттенки. На чистоту цвета влияют посторонние примеси Так, например, оксид никеля дает коричневый оттенок, оксид железа — зеленоватый, марганца — фиолетовым и т. д.

Голубые и бирюзовые краски получают на основ» оксида кобальта с добавлением зеленого оксида трех валентного хрома Сг2О3 или зеленых и сине-зеленых красок. Тона и оттенки красок зависят от соотношения добавок A12O3 и ZnO и калиево-алюминиевых квасцов

Зеленым пигментом служит трехвалентный хром Сг2О3 Различные оттенки получают при добавлении (MgО, А12О3, CaO, ZnO и др. На получение зеленого окрашивания изделий влияет состояние газовой среды печи во время обжига. Восстановительная среда способствует образованию зеленого цвета, при окислительной среде Сг2О3 переходит в СгО3 и шестивалентный хром Cr+6 способствует оранжевому окрашиванию.

Основу желтых красок составляют оксиды сурьмы Sb2O3, титана ТiO2, урана UO2, хромовокислый свинец РЬСгО4. Для придания различных оттенков этим краскам в них вводят оксиды железа, цинка, никеля, борные соединения и др.

Для придания красного цвета надглазурным краскам используют главным образом оксид железа Fe2O3, кроме того, может быть использован хромовокислый свинец РЬСгО4 и селенокадмиевые соединения CdS, CdSe. Для получения различных оттенков (от оранжево-красного до фиолетово-красного) к Fe2O3 добавляют А12О3, ZnO, Сг2О3, Mn2O3, каолин и др. Изменения цвета и интенсивности оттенков зависят от температуры обжига и продолжительности прокаливания пигментов. Железосодержащие пигменты при воздействии температуры свыше 1000 C неустойчивы. При использовании селенокадмиевых соединений различные оттенки краски зависят от соотношения CdS и CdSe. При меньшем содержании CdSe получается желтый оттенок, при большем — красный.

Селенокадмиевые краски отличаются неустойчивостью при температурах свыше 800°С, поэтому обжиг этих красок необходимо вести в окислительной среде и быстро, с выдержкой при максимальной температуре не более 10 мин. Наносят эти краски толстым слоем.

Для получения коралловой краски применяют хромовокислый свинец РЬСгО4 с добавлением кислого флюса. Красные, розовые и фиолетовые оттенки краски получают при использовании пигментов на основе золота или его соединений. Эти пигменты называют пурпуровыми.

Пурпуровые пигменты (пурпуры) представляют собой оксиды гидрооловянной кислоты, магния, алюминия и т. д., окрашенные частичками тонкодисперсного металлического золота или тонкодисперсного оксида золота Au2O (фиолетовый цвет) в присутствии оксида серебра Ag2O (темно-бурый цвет). С увеличением количества Ag2O краска приобретает карминовый цвет, а при его уменьшении — пурпуровый. Для получения пурпуровых красок к пигментам добавляют флюсы, содержащие много щелочей и сравнительно небольшое количество свинца.

Пурпуровые краски легко реагируют на изменение температуры. Важное свойство этих красок — их можно смешивать со всеми известными надглазурными красками.

Основу коричневых пигментов составляют оксиды железа Fe2O3, цинка ZnO, марганца Мn2О3, хрома Сг2О3. Добавлением оксидов кобальта Со2О3, никеля можно изменить оттенок коричневой краски. Смешивая коричневые пигменты со свинцовым флюсом, получают надглазурную коричневую краску.

Черные краски получают из смеси оксидов железа Fe2O3, кобальта Со2О3, хрома Сг2О3. В зависимости от количественного содержания в краске каждого из них меняется оттенок черной краски (коричневый, темно-синий, зеленоватый). Для приготовления краски в пигмент добавляют 2...3 мас. ч. свинцового флюса.

Серые краски содержат черные пигменты, осветленные глиноземом А12О3, окисью цинка или светлыми пигментами. Применение платины и оксида иридия позволяет получить краски с красивыми и устойчивыми серыми тонами.

Белые краски, применяемые для смягчения тона других красок, получают путем спекания свинцовоборосиликатных сплавов с оксидами олова, циркония, цинка или путем смешивания с мелкоразмолотым фарфоровым черепком, прошедшим высокотемпературный обжиг Хорошей кроющей способностью обладают белые краски на основе оксидов олова и циркония.

Перед непосредственным нанесением на изделие над глазурные краски смешивают со скипидаром или скипидарным маслом. Жирность скипидара влияет на скорость высыхания краски и ее подвижность при росписи. Скипидарное масло используют для перемешивания порошковой краски на палитре. Масло изготовляют из скипидара при медленном осмолении его под воздействием кислорода воздуха при нормальной температуре в открытых широких сосудах.

Для сохранения свежести приготовленной краски на палитрек ней можно добавлять очень незначительное количество гвоздичного, лавандового или анисового масла.

Надглазурные краски наносят тонким слоем на предварительнo обожженные керамические изделия. Обжиг ведется при температуре 720...860°С. Некоторые краски обжигают при температуре 550...600°С. После обжига краски приобретают красивый блеск и яркие тона, но надглазурные краски менее устойчивы при механических действиях по сравнению подглазурными. Их достоинство — обширная цветовая палитра.

 Назад  Содержание  Далее


© 2004-2009 Творческое объединение. Керамика. Этика и педагогика.
http://olkolon.narod.ru/
Харьковский Портал
Hosted by uCoz