Главная О занятиях керамикой Фотоальбом Книги по керамике Этика и педагогика Ссылки на сайты
§ 17. Подглазурные краски
Подглазурные краски — это смесь пигментов с глазурью. Пигменты в состав подглазурных красок вводят в виде смеси оксидов металлов с добавлением каолина, оксида алюминия и др., придающих краскам устойчивость. В качестве добавок, улучшающих соответствие ТКЛР краски и ТКЛР поверхности черепка или поверхности глазури, в краску вводят глину, фарфоровую массу, ценной шпат и другие компоненты, повышающие вязкость массы, оказывающие химическое воздействие на красители при высокой температуре.
Для изготовления подглазурных красок в качестве пигментов применяют следующие красящие оксиды металлов: кобальта Со2О3 — для получения синего и голубого цветов; никеля NiO — коричневого и фиолетового; железа Fe2O3 — красного, коричневого, желтого; меди CuO зеленого, сине-зеленого; марганца Мп2О3 — коричневого, фиолетового, розового; хрома Сг2О3 — зеленого, красного; вольфрама WO3 и урана UO3 — желтого.
Оксиды металлов, входящие в состав подглазурных красок, должны обладать огнестойкостью, т. е. сохранять красящие свойства при температуре розлива глазури, не разлагаться, не растворяться, не вызывать дефектов глазури.
Оксид кобальта Со2О3 в чистом виде подвержен воздействию восстановительной среды при обжиге в печи, поэтому его применяют в соединениях с каолином, глиноземом, полевым шпатом, кварцем, фарфоровой массой и глазурью. Содержание оксида кобальта в этих смесях колеблется от 5% и более в зависимости от заданного тона смеси.
Оксид хрома Сг2О3 не требует специальных добавок, так как не подвержен действию восстановительной среды при обжиге керамических изделий. Он не растворяется в расплавленной глазури, а образует с ней суспензию, сохраняя свою окраску. Смесь, состоящая из 3 мас. ч. оксида хрома и 1 мас. ч. оксида кобальта, дает сине-зеленые оттенки. Для осветления основного тона в состав красителя вводят глинозем и оксид цинка.
Черную и коричнево-черную краски получают, смешивая в различных соотношениях оксиды хрома Сг2О3, железа Fe2O3, кобальта Со2О3 и марганца Мn2О3.
Для получения розовой краски используют золото, серой — платину, черной — иридий.
Подглазурные краски закрепляют на изделии обжигом. В процессе обжига цвет краски изменяется под действием температуры и газовой среды в печи. Поэтому при декорировании подглазурными красками к режиму обжига предъявляют особо строгие требования.
Подглазурные краски наносят на обожженные или хорошо высушенные изделия, затем покрывают слоем глазури и обжигают. Подглазурные краски рассчитаны на проявление цвета под глазурью. Цвет их зависит от толщины глазури, ее состава, условий обжига. Благодаря блестящему и прозрачному слою глазури, покрывающей подглазурные краски сверху тонким слоем, эти краски более устойчивы, чем надглазурные.
Получение высококачественных и постоянных по тону красок возможно только при соблюдении установленного технологического процесса и при отсутствии в составе красителей даже небольших количеств посторонних примесей.
В зависимости от температуры обжига Подглазурные краски можно подразделить на две группы: краски с температурой обжига до 1300°С и краски с температурой обжига 1300...1450°С.
Подглазурные краски с температурой обжига до 1300°С применяют для декорирования керамических материалов, например фаянса, температура политого1 обжига которых не превышает 1300°С. Поэтому эта группа подглазурных красок носит название фаянсовых подглазурных пигментов и красок. Они отличаются большим разнообразием тонов и оттенков.
К подглазурным краскам с температурой обжига 1300...1450°С относятся Подглазурные краски для фарфора. По сравнению с фаянсовыми они имеют более бедную цветoвую палитру, так как многие из них не выдерживают воздействия высокой температуры и восстановительной среды обжига фарфоровых изделий.
Краски-растворы составляют особую группу подглазурных красок. От порошковых красок они отличаются тем, что их приготовляют из растворимых в воде солей. Для закрепления красок-растворов на черепке их переводят в нерастворимые в воде вещества — в безводные оксиды соответствующих металлов. Для этого декорированное изделие прокаливают при температуре 800°С. При этом цвет красок-растворов меняется. Затем изделие глазуруют и направляют на высокотемпературный обжиг. В процессе высокотемпературного обжига оксиды металлов, полученные при разложении солей во время прокаливания, взаимодействуют с составными частями черепка изделия и глазури и окрашивают их.
За основной тон краски берут насыщенный раствор соли в воде или смеси воды с глицерином при температуре воздуха помещения, в котором декорируют изделия.
Растворы для более слабых, более светлых тонов красок готовят путем добавления воды той же температуры, что и разбавленный раствор. Количество насыщенного раствора и воды определяют шкалой-палитрой и ее составом, разработанным опытным путем. Чтобы увеличить рабочую вязкость краски, в раствор добавляют сахар или декстрин.
К подглазурным краскам относятся также краски «высокого огня». Их используют для декорирования фарфора по обожженной глазури. Краски «высокого огня» представляют собой тонкомолотый фриттованный состав, в который входят в качестве пигментов красящие оксиды металлов, а также фарфоровая глазурь, полевой шпат или небольшое количество свинцовой фаянсовой глазури. Перед нанесением на изделие эти краски смешивают с терпентиновым маслом и скипидаром. Нанесение производят пером или кистью. Закрепляют эти краски на материале вжиганием (прокаливанием) при температуре обжига глазури в печах политого обжига. Таким образом, изделие, декорируемое красками «высокого огня», подвергается второму высокотемпературному обжигу. В результате обжига краски утопают в глазури, растворяясь в ней частично или полностью, и создают из-под глазури мягкие тона.
1 Политой обжиг — обжиг изделий, «политых» глазурью.
© 2004-2009 Творческое объединение. Керамика. Этика и педагогика.
http://olkolon.narod.ru/